Translate

среда, 21 марта 2018 г.

Процесс дивинации и карты Таро в контексте синергетической парадигмы


Исследования в области синергетики (от греч. συν — «совместно» и греч. εργος — «действующий») – области научного знания, ориентированной на поиск неких универсальных принципов эволюции и самоорганизации1 сложных открытых2 нелинейных3 систем, – представляют собой одно из направлений современной постнеклассической науки, берущей начало в 70-х годах прошлого столетия [2-4]. Основная идея этого направления науки – возникновение синергетики как метода познания и психосинергетики как методологии исследования психомерных сред [5]. С точки зрения синергетики для того, чтобы сложная многоэлементная система вышла на собственную тенденцию развития, на аттрактор4, чтобы инициировать процесс самоорганизации, необходимо наличие хаоса. Хаос является в синергетической концепции творящим началом, конструктивным механизмом развития, но здесь необходимо отметить, что в различных условиях та же самая система может предстать в самых многообразных формах самоорганизации [5, 6].

В данной работе предлагается новый взгляд на процесс дивинации (от лат. divinatio – предсказываю, предчувствую и divinus – божественный) при помощи карт Таро. Он заключается в рассмотрении сеанса картомантии в рамках синергетического подхода с подробным анализом всех его этапов.


На первый взгляд основные этапы дивинации кажутся предельно простыми. Кратко их можно описать так. В начале существует некая проблемная ситуация, решение которой будет искаться с помощью карт; восприятие тарологом этой ситуации формирует её индивидуальный образ в сознании. Далее формулируется чёткий вопрос к Таро и из колоды определённым способом вытаскиваются несколько карт. Последний этап – интерпретация полученного расклада даёт возможность получить новую информацию, ответ на заданный вопрос. 

Рассмотрим подробно явления, которые происходят после того, как был сформулирован вопрос картам. Непосредственно выполнению расклада всегда предшествует ментальная настройка на процесс гадания и вхождение в изменённое состояние сознания (ИСС) – «состояние расширения возможностей сознания за счет изменения, усложнения энергоинформационных структур (обретение большей степени нелинейности)» [7]. Вся последующая работа реализуется на основе ИСС. После этого переходят к тасованию карт – беспорядочному перемешиванию колоды и выбору из неё необходимого количества карт.

Интересно, что при тасовании колоды Таро вероятность повтора комбинации из 78 карт составляет число порядка один делить на 10 в степени 115 – это число многократно превышает «предел Бореля5». Таким образом, каждый сеанс дивинации в буквальном смысле неповторим: при тасовании колоды Таро создаётся новая уникальная комбинация карт, которую Вселенная, наверняка, ещё никогда не видела. Что касается выпавших карт, то как известно [9-11], их появление происходит в соответствии с принципом синхронистичности. Вот как об этом пишет Роза Гвейн: «Одним из первых вопросов при работе с Таро будет: “Как это работает?”. Наиболее удачным словом для описания того, как работает Таро, будет “синхронистичность”. Это иррациональное совпадение случайностей, в результате которых внешняя и внутренняя реальности согласуются в данный момент времени. Это кажется нам случайным, что карты, которые мы разложили перед собой, точно отображают нашу психику из-за ограниченности наших пяти чувств и сознания» [11]. 

Термин «синхронистичность» введён выдающимся швейцарским психологом Карлом Юнгом, заинтересовавшимся странными смысловыми совпадениями событий, связь между которыми не может быть объяснена причинно-следственной связью [12]. В своих рассуждениях об этом феномене Юнг предполагал, что и в психическом, и в физическом состоянии выражается одна и та же реальность, но не каузально (причинно). Он называл эту гипотетическую скрытую реальность unus mundus. Unus mundus следует понимать, как сущность, состоящую из формальных структур, систем или образов, а также из знания, предшествующего сознанию. Юнг называл это знание абсолютным, поскольку оно отделено от сознания [13]. С точки зрения синергетики явление синхронистичности является специфическим проявлением процессов самоорганизации [14]. 

На этом этапе, таким образом, из хаоса перемещения карт инициируется процесс самоорганизации, синхронистично появляется некая завершённая структура – карточный расклад, выражающий ответ на поставленный вопрос или отражающий пути решения исходной проблемной ситуации. 

Итак, мы видим перед собой набор карт, но послание, полученное на языке символов (как известно, Таро – это символьная система) еще необходимо перевести на «человеческий» язык. Поэтому следующий этап – это интерпретация полученных карт. Можно заметить, что этот этап имеет такую же структуру, как и предыдущий: вначале есть состояние хаоса, затем в системе запускается механизм самоорганизации. Но если в предыдущем этапе речь шла об явлении синхронистичности, то при интерпретации выпавших карт Таро работает интуиция. 

Интуиция – прямое (без фиксации промежуточных этапов, без контроля за ними) получение искомой философской, научной, эстетической и т. д. информации, образа в виде закона, модели, решения задачи [15]. При этом приход интуитивной информации – это скачкообразный процесс [16]. Интуитивное мышление протекает не в сознании, а вне его. За счет этих мыслительных операций информация не только подвергается существенному изменению, но происходит и выделение новых смыслов. Интересно и то, что в процессе интуитивного поиска снимаются ограничения на обработку информации: она переводится как бы в другие единицы, и то, что ранее требовало большого объема памяти, уже занимает значительно меньше места [17]. Интуиция позволяет преодолеть проблему субъекта и объекта познания. Она снимает противоположность рационального и иррационального в исследовании. Интуиция выступает в качестве особого типа мышления, в котором отдельные его элементы проявляются через неуловимые бессознательные процессы, явственно же осознаётся её результат – цельное знание; интуитивное знание само по себе не требует чувственных и логических способов доказательства [18].

С точки зрения синергетического подхода интуиция выступает как механизм самоорганизации, «процесс самодостраивания визуальных и мысленных образов». «Происходит восполнение недостающих звеньев, “перебрасывание мостов”, самодостраивание целостного образа, сопровождаемое феноменом резонанса, слияния с миром» [19]. Иными словами, на уровне вероятности возможно совпадение системы с одним из аттракторов (структур будущего) на основе явления резонанса [7]. На первоначальном этапе работы интуиции имеет место максимальное расширение креативного поля поиска, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного является основой для продуктивного выбора идеи. Единство возникает через разнообразие (одно – через многое) – этот принцип, как отметил отец синергетики, лауреат Нобелевской премии, бельгийский учёный Илья Пригожин, находит в синергетике такую формулировку, как «порядок из хаоса» [19]. Именно на стадии хаоса (точнее, при выходе из него) в ситуации неустойчивости и сверхсенситивности системы возникает новая ценная информация. На этой стадии существует момент, когда генерация ценной информации наиболее эффективна. Этот момент по существу и является «моментом озарения», или, что то же, «моментом истины» [20, 21]. 

Если рассмотреть с такой точки зрения процесс дивинации на картах Таро, становится ясно, что хаосом на этом этапе выступает хаос мыслей и образов, возникающий при первом взгляде на выпавшие карты.

Ещё одним важным аспектом этого феномена является то, что интуиция, будучи нерефлексивным процессом, не подчиняется законам линейной динамики. Поэтому одним из основных способов выражения интуитивной информации является символ [22]. Символ – средство сделать какие-то незнаемые вещи приемлемыми для нашего сознания. При этом очень важно понимать различие между символом и знаком. Любой знак обычно обладает устойчивым значением и противится множественности его истолкований. Символ же вмещает в себе все мыслимые множества смыслов вещи. Символ тем содержательнее, чем он более неоднозначен. Многозначность символа является одновременно его многоплановостью: символ способен функционировать не на одном, а на всех уровнях реальности. Понимание символа зависит от усилий сознания, позволяющих субъекту этого сознания проникнуть в те сферы бытия, которые данным символом обозначаются. Поскольку всегда есть возможность множественного осознания одних и тех же символов, постольку всегда будет существовать проблема их интерпретаций. Символы нельзя прямолинейно и грубо интерпретировать, расшифровывать. Их надо уметь пережить, их символическое значение надо почувствовать. Символ необходимо расшифровывать каждый раз заново [23].

Интерпретация символа происходит следующим образом. Сначала восприятие выхватывает буквальное значение (символ чувствуется интуитивно благодаря архетипическим формам, живущим в коллективном бессознательном). На втором этапе первичное понимание дополняется конкретными значениями символа, которые можно определить только исходя из контекста, в котором он возник. Потом символ проходит стадию наполнения личностными смыслами, которые возникают в сознании и душе человека как отклик на множественность образов, говорящих в данном символе. Четвёртый этап – постижение каких-то сакральных знаний о мире, о котором с нами говорит символ. Таким образом, путь восприятия и осознания символа делится на следующие этапы: сначала – чувственное, живое восприятие; потом – интеллектуальное наполнение дополнительными значениями. Символ объединяет в себе архетипическое, культурное и личностное начала собственной сущности [24]. 

Навык интерпретировать карты Таро в раскладе приходит с умением открывать различные уровни понимания, уровни толкования карт. Поэтому качественная интерпретация выпавших карт – это искусство, овладевать которым необходимо в течение длительного времени. 

На рис. 1. представлена схема, отражающая этапы дивинации. В ней можно выделить три основных блока: подготовительные этапы, выполнение расклада (внешняя сторона дивинации) и его интерпретация (внутренняя сторона дивинации). При этом в двух последних из них реализуются процессы самоорганизации в различных формах, которые происходят отдельно от обыденного сознания. 

Таро позволяет преодолеть дихотомию внешнего и внутреннего (психического и физического, субъективного и объективного). Внешнее и внутреннее взаимопереходят, взаиморазвиваются в этом переходе и образуют, в конечном счете диалектическое единство, в котором «самотворчество» человека и творчество мира выступают как два противоположных движения внутри единого [6]. 

Следует отметить наиболее распространенные ошибки, допускаемые в ходе сеанса дивинации. Первая из них – это редукционизм, представление о том, что гадание подчиняется только школьному курсу теории вероятностей. Этим порой грешат и известные экстрасенсы [25] даже в тех случаях, когда Таро явно дают правильный ответ. 

Другая крайность – неуверенность в своих силах и неумение трактовать карты. Очень часто начинающие тарологи просят дать интерпретацию выпавшим картам, т. к. им самим это сделать затруднительно. Дело в том, что необходимым условием проявления интуиции в любом виде деятельности является уровень профессиональной подготовленности исследователя. Известно, что интуиция не проявляется в той области, в которой человек совершенно несведущ [26]. Поэтому для того, чтобы научиться интерпретировать карты, в первую очередь необходимо «проработать колоду» (т. е. вначале изучить поля стандартных значений как арканов в целом, так и отдельных символов, изображенных на них; постепенно дополнить эту информацию личными ассоциациями; изучить каббалистические и астрологические соответствия карт), а также обладать высоким общим уровнем развития личности, иметь широкий кругозор в областях мифологии, искусства, психологии и т. д. 



Рис. 1. Этапы дивинации.

Таким образом, в целом можно сказать, что синергетический подход в рассмотрении дивинации на картах Таро позволяет пролить свет на те сложные механизмы, лежащие в основе этого искусства, а также показать, что Таро вполне законно может выступать объектом изучения академической науки.



Литература

1. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

2. Князева, Е. Н. и С. П. Курдюмов. «Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным». Вопросы философии 12 (1992): 3-20. 

3. Бобриков, С. А. «Природа творческой интуиции в контексте синергетической парадигмы». Царскосельские чтения 1, XVII (2013): 139-143. 

4. Князева, Е. Н. «Синергетическое видение креативности человека». Грани научного творчества (1999): 117-133.

5. Ханонкин, А. А., И. В. Ершова-Бабенко, А. Ю. Попов. «Возникновение и развитие идеи самоорганизации в различных науках». Одесса, 1997. На площади времени. Яков Миронович Штернштейн. Александр Аркадьевич Ханонкин: воспоминания об ученых. Научное наследие. Документальные материалы / авт.-сост. Шатагина, А. Я. и Е. А. Шатагина. Одесса: Астропринт, 2011. 288 с.

6. Прытков, В.П. Современный философский словарь. «Синергетика». Москва: Панпринт, 1998. 1064 с. 

7. Кутузов, Б. А. «Интуиция в контексте классического и постнеклассического знания». Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции с международным участием (8 февраля 2013 г.). Смоленск, 2013: 26-31.

8. Borel, Émile. Valeur pratique et philosophie des probabilités. Paris: Gauthier-Villars, 1939. Reprinted in 1991 by Éditions Jacques Gabay.

9. Сурина, Лидия Алексеевна. «Культурологические аспекты духовного наследия К. Г. Юнга». Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 3 (2017): 70-73. 

10. Телемский, Олег. Таро для всех и для никого. Арканология новой эпохи. София, 2015. 288 с. 

11. Гвейн, Роза. Обретение себя через Таро: юнгианское руководство по архетипам индивидуации. Москва: Клуб Касталия, 2014. 229 с. https://castalia.ru/perewody/taro-perevody/2087-roza-gveyn-obretenie-sebya-cherez-taro-yungianskoe-rukovodstvo-po-arhetipam-individuatsii-glava-1-alhimik-osnovyi-ispolzovaniya-taro-dlya-transformatsii.html

12. Юнг, К. Г. Синхронистичность: сборник. «Синхронистичность: акаузальный связующий принцип». Москва – Киев: Рефл-бук; Ваклер, 1997. 320 c.

13. Фон Франц, Мария Луиза. Психэ и материя. Касталия, 2012. 323 с. https://castalia.ru/posledovateli-yunga-perevody/1784-mariya-luiza-fon-frants-psihe-i-materiya-glava-12-vremya-i-sinhronistichnost-v-analiticheskoy-psihologii.html

14. Стерледев, Р. К., Т. Д. Стерледева. «Проблема синхронистичности и возможные варианты ее решения». Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики 3-2 (2016): 166-169.

15. Сирин, Е. С. «Онтологический и гносеологический аспекты рассмотрения интуиции». Вестник Московского государственного университета культуры и искусств 5 (2011): 36-39.

16. Садыков, П. А., А. А. Тарасов, В. П. Колесников, В. В. Терехов. «Интуиция. Изучение феномена». Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции «Научные чтения имени профессора Н. Е. Жуковского» 17-18 декабря 2014 года. Краснодар: Издательский Дом – Юг (2015): 87-91.

17. Забегалина, С. В. «Специфика обработки информации в процессе интуитивного мышления и прогнозирования». Вестник Череповецкого государственного университета 4, 1 (2011): 123-128.

18. Бондаренко, А. В. «Самоорганизация интуиции в ее научной и художественной формах». Новый взгляд. Международный научный вестник 5 (2014): 170-176.

19. Князева, Е. Н. и Е.С. Куркина. «Мыслитель эпохи междисциплинарности». Вопросы философии 9 (2009): 116-131.

20. Чернавский, Д. и Н. Чернавская. «Проблема творчества с точки зрения синергетики». Электронная библиотека Наука и Техника. http://www.n-t.ru/tp/ns/pt.htm 

21. Буданов, В. Г. «Квантово-синергетическая антропология и проблемы искусственного интеллекта и трансгуманизма». Философские науки 9 (2013): 25-37.

22. Сердюков, Ю. М. «Естественные информационные системы и нерефлексивные формы познания». Философия и общество 3 (2003): 105-121.

23. Кулагина, Н. В. «Символ и символическое сознание». Культурно-историческая психология 1 (2006): 3-10.

24. Власевская, И. А. «Роль символа в анализе и интерпретации художественного текста». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова 2 (2009): 64-69.

25. Лидин, Михаил. «Юлий Далецкий (Ч.1) - интервью о фарсе Битвы экстрасенсов и разоблачение». YouTube video, длительность 00:28:19. 11 ноября 2017 г. https://youtu.be/S07kKm-T5T0?t=22m15s

26. Данакари, Л. Р., и Д. В. Полежаев. «Феномен интуиции: философские основания, условия возникновения и особенности реализации». Вестник Вятского государственного университета 9 (2015): 6-10.



1 Под самоорганизацией понимается процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы [1]. 
2 Открытой называется система, в которой происходит обмен с окружающей средой веществом, энергией и/или информацией. 
3 Нелинейность в математическом смысле означает вид математических уравнений, содержащих искомые величины в степенях больше 1 или коэффициенты, зависящие от свойств среды. Нелинейные уравнения могут иметь несколько (более одного) качественно различных решений. Отсюда вытекает физический смысл нелинейности: множеству решений нелинейного уравнения соответствует множество путей эволюции системы, описываемой этими уравнениями (нелинейной системы). В мировоззренческом плане идея нелинейности означает, в частности, возможность неожиданных, называемых в философии эмерджентными, изменений направления движения процессов [2]. 
4 Аттрактор (от англ. attract – притягивать) – потенциальное состояние системы, к которому она эволюционирует. 
5 Французский математик Эмиль Борель предложил вероятностные пределы, ниже которых нельзя ожидать, что событие произойдёт по воле случая. Эти пределы: невозможность в человеческих масштабах при р<10 div="" nbsp="">


Статья впервые была опубликована в журнале Апокриф: