Translate

среда, 24 мая 2017 г.

Народная кукла: её лицо – о чем оно говорит и что скрывает…

Народная кукла, мотанка, архаичная кукла, этническая кукла, традиционная кукла – все это названия и эпитеты, относящиеся к древнему, существующему с незапамятных времён, искусству Куклы. В данной работе рассматриваются некоторые культурно-психологические феномены, оказавшие влияние на формирование этого вида искусства.



Народная кукла – это игрушка, создателем которой является народ, она имеет определенные технологические особенности конструирования, которые из века век передаются от старшего поколения младшему. С самого начала своего возникновения она была связана с народными обрядами и ритуалами, готовилась и изготавливалась к строго определенным, конкретным датам, событиям и по разным поводам (свадьба, засухи, рождение, болезни и т.д.). Такая кукла почти всегда была яркой, пёстрой, таинственной, языческой. Народные куклы на протяжении веков менялись, но в них хранились и сохранялись основные традиционные принципы декоративного силуэтного изображения, простота и лаконизм, декоративность, праздничность [1]. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в 19 веке – первой половине 20 века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь рассыпан на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности [2]. В Украине куклы мужского пола не делались. А в России, например, их обычно просто заменяли палочкой.

По своему назначению народные куклы делятся на три большие группы: обереговые, игровые и обрядовые [3].
Обереговые куклы в старинные времена создавали с целью охраны собственного дома, семьи, хозяев и их детей от всякой беды и недобрых людей.
Игровые куклы развлекали детей и имели развивающую цель: на их образах дети учились социальным ролям в обществе, усваивали стереотипы семейных отношений. Они развлекали детвору в то время, когда родители работали.
Обрядовые куклы создавались для проведения какого-либо обряда на праздники. 
Данная классификация достаточно условна, т. к. одна и та же кукла могла переходить из одной категории в другую. Если обрядовая кукла не уничтожалась в ходе ритуала, то её отдавали детям, и она становилась игровой; куколка, изначально сделанная для игры, могла стать для ребенка еще и оберегом.

При изготовлении ритуальной куклы в неё могли вплести всё то, от чего человек хотел избавиться (бедствия, болезни), и сжигали на костре или топили в воде. Обрядовая роль куклы воплощалась в её внешнем виде, особенно в лице – его заменял узор в виде креста, квадрата, ромба. Подобным способом оформлялись лица и кукол-оберегов. В древности куклам-мотанкам придавали разные магические свойства: они могли защищать человека от злых сил, принимать на себя болезни и несчастья, помогать крестьянам выращивать хороший урожай. Как оберег кукла символизировала архетип матери, ребенка, урожайность земли, продолжение рода. Она олицетворяла жизненные силы, насыщенные позитивной энергией. Куклы, которых почитали и ставили в доме на видное место, выполняли ритуальное предназначение. Кукла преимущественно символизировала женскую судьбу. Считалось, что чем красивее кукла, тем счастливее женская судьба. Кукол быстро изготавливали из подручных материалов без иголки, чтобы жизнь человека не была «резаной и колотой». В народной кукле мотанке заложена генетическая, психоментальная информация, которую руки мастера воплощают в материале (дереве, соломе, ткани и т. п.) [3, 4].

В извечной оппозиции «живое – мёртвое», «одухотворённое – бездушное» куклу, вообще говоря, нельзя причислить ни к одной из сторон. Символизм куклы, её знаковая природа позволяет включить куклу в область исследования предметов, наделённых повышенным семиотическим статусом. Глубинный знаковый смысл куклы прорастает в современность из традиции, первоначальной символики и связи с сакральным миром [5].

Одной из, быть может, самых древних и таинственных загадок древней куклы является её лицо, а точнее – либо полное его отсутствие, либо лицо, лишь схематически, специальным образом, обозначенное нитками. Существует мнение, что отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, безликая кукла не сможет быть двойником какого-либо человека и никто не причинит живому человеку зло посредством этой куклы. А обозначение лица куклы крестом из цветных ниток связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете; такой крест являл собой солнечный знак и делал куклу оберегом [6], при этом общая форма головы и лица остается круглой. В соответствии с альтернативным мнением, смысл этой традиции давно забыт, а на все расспросы деревенские женщины обычно отвечали, что такое оформление лица связано с древними верованиями в то, что кукла, имеющая лицо, кукла зрячая может нести опасность для человека, т. к. в неё может вселиться злой дух. Как известно, «глаза - зеркало души», врата, через которые осуществляется связь с мистическими, потусторонними силами, завораживающими и нередко пугающими древнего человека [2]. Мне всегда казалось, что на самом деле смысл этой традиции не забыт, просто он существует в невербальной, интуитивной форме – как предчувствие, ощущение того, что только такой безликий и отвлеченный образ обладает своим уникальным обаянием и волшебством. Возможность сопоставления куклы с живым человеком сама по себе также не всегда полезна: излишняя подробность образа вредит фантазии, может мешать игре, а то и вообще вызывать необъяснимое беспокойство. Здесь просматривается очевидная связь с эффектом «зловещей долины»: явлением, при котором робот или другой объект, выглядящий или действующий почти как человек (но не точно так, как настоящий), вызывает неприязнь и отвращение у людей-наблюдателей. Отчасти таким влиянием кукол на психику людей можно объяснить фобии, связанные с куклами даже у взрослых людей.

Каким образом безликость куклы отражает её связь с духовным миром? Для ответа на этот вопрос необходимо «вернуться во времени» и рассмотреть историю развития кукольного искусства, а также ту традиционную символику, которая вот уже на протяжении тысяч лет сопровождает народную куклу. 

Археологические памятники возрастом в 3 миллиона лет свидетельствуют о том, что важнейшую роль в происхождении искусства и религии в разнообразных культурах по всему миру играли такие психологические феномены, как парейдолия1, апофения2 и иерофания3 [7]. Причем эти феномены всегда находились в тесной взаимосвязи, т. е., грубо говоря, сначала в неком природном объекте (скале, дереве или другом объекте природного ландшафта) угадывался образ божества или священного животного, а затем этот предмет и место его нахождения становились святыми и сакральными для целой группы людей. Такое явление очень часто встречается и в наши дни – то и дело можно услышать о чудесном проявлении облика Иисуса или Богородицы на срезе дерева, поджаренном тосте или даже в грязных разводах на стенах старых зданий и о том, что такие места вскоре становятся местами активного паломничества. 

Парейдолия – удивительное явление, связанное и со способностью людей и некоторых животных распознавать силуэты людей и лица. Японскими учеными было установлено, что парейдолические изображения не только создают устойчивое впечатление присутствия лица, но также имеют свойство концентрировать на себе внимание наблюдателя [8]. Еще одно интересное свойство «лиц» и «фигур» заключается в том, что парейдолизмы невозможно «развидеть» – стоит однажды узнать образ на камне, дереве или увидеть «лицо» в обычной электрической розетке, то от ощущения присутствия некой сущности уже никак не избавиться. 

Согласно известному магическому закону, магическая (психическая) энергия всегда движется вслед за вниманием, и наоборот [9]. Следовательно, можно сделать вывод, что объекты, вызывающие парейдолию привлекают и впитывают в себя огромные количества психической энергии. Это свойство может быть очень полезным при создании магических артефактов.

Различные парейдолизмы часто можно увидеть на деревьях (рис. 1-а и 1-б). Возможно, проявление этого феномена и правда неоспоримо указывает на присутствие духов и сущностей, но характер этой взаимосвязи требует дополнительных исследований.

Рис. 1а. «Демон». Хайфа, Израиль. Декабрь, 2016. 


Рис. 1б. «Недовольное дерево». Кассель, Германия. Март, 2017.

Влияние парейдолии на процесс зарождения и развития кукольного искусства сложно переоценить. Древнейшие куклы, найденные археологами, являются обобщёнными антропоморфными и зооморфными фигурками, сделанными из камня и кости (рис. 2). 

Данные артефакты наглядно демонстрируют роль парейдолии в древних культурах: природные объекты, в которых узнавались образы людей, подвергались обработке с целью увеличения их «похожести» на человеческие фигуры, тем самым, давая начало первым проявлениям искусства [7]. Как известно, в древности такие фигурки имели обрядовые функции.


Рис. 2. Объекты на рисунке: (1) Южная Африка, возраст: 3 миллиона лет. (2) Грос-Пампау (Германия), возраст: 500 тыс. лет. (3) Бхимбетка (Индия), возраст: 500 – 200 тыс. лет. (4) Венера из Тан-Тана, Марокко, возраст: 500 – 300 тыс. лет. (5) Венера из Берехат-Рама, Израиль, возраст: 470 – 230 тыс. лет. (6) Эрфуд, Марокко, возраст: 200 – 300 тыс. лет. (7) Гамбург (Германия), возраст: 200 тыс. лет. (8) Бассеин реки Катонга (Уганда), палеолитическая кукла на фаланге [7].
Важно заметить, что парейдолия встречается также в животном мире, например, у приматов. В этой связи интересно рассмотреть открытие американских приматологов, сделанное в ходе 14-летних наблюдений за сообществом диких шимпанзе в Уганде. Оказывается, игра в куклы присуща не только человеку, но даже молодым самкам приматов. Молодые самки шимпанзе играют в «дочки-матери», а в роли кукол выступают деревяшки определённой длины и толщины (рис. 3). Обезьяны таскают «кукол» с собой, берут их на ночь в гнездо, никогда не используют как орудия и всегда прекращают эти игры после рождения своего первого ребенка [13].


Рис. 3. Деревяшки, принадлежащие шимпанзе. Слева – четыре деревяшки, использовавшиеся юными шимпанзе в качестве кукол, справа – типичные палки-инструменты или «палки-ковырялки». Шкала дана в сантиметрах. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Current Biology [14].
Самки шимпанзе на роль кукол выискивают именно такие палочки и деревяшки, в которых они «узнают» образ детеныша, пусть даже эти деревяшки и не обладают анатомической точностью.

Архаичная народная кукла имеет древнюю историю, уходящую в века на несколько тысяч лет. Окончательно народная кукла (её образ и функции) сформировалась в условиях сельской крестьянской общины прошлых столетий [15]. Однако можно увидеть, что такая кукла сохраняет ряд признаков тех далеких времён, для которых в искусстве и религии были характерны такие психологические феномены как парейдолия и иерофания. Именно благодаря этому народная кукла всегда окружена ореолом таинственности, она обладает своей особой магической силой. 

Мастерицы, имеющие большой опыт в создании народной куклы, хорошо знают, что недостаточно сделать «просто» красивую куклу. Кукла должна быть еще и живой – это именно тот признак, который свидетельствует о наличии высокого мастерства. Ни один мастер не сможет с уверенностью сказать каков «рецепт» такой куклы, т. к. не бывает точных стандартов в её изготовлении: есть только примерные размеры и рекомендации, и многое зависит от, например, размера ладони конкретного мастера, наличия ткани и, конечно, его вкуса, культурного уровня, опыта, и, наконец, мировоззрения (рис. 4, 5). 

Рис. 4а. Кукла из кукурузного початка, одежда – хлопок, шерсть. 2015 г. 


Рис. 4б. Кукла на деревянной палочке, высота 25 см. Материалы: дерево, хлопок, пакля, стеклянные бусинки, проволока. 2015 г. 

Рис. 4в. Узловая кукла, высота 8 см. Материалы: хлопок. 2017 г. 
Вернемся еще раз к рассмотрению лица куклы, а именно к базовым символам, которые наиболее часто используются для оформления кукольного лица. Это, конечно же, круг, а также крест в круге (последний традиционно встречается у украинских, русских, узбекских, киргизских народных кукол, кукол Северного Кавказа и др.). Подобные образы (преимущественно в виде рисунков) были описаны К. Г. Юнгом словом «мандала». Вот как предположительно возникли эти символы. Солнце, звезды и луна очаровывали древних людей: их ранние ритуалы явно были связаны с этими круглыми небесными телами, известны многие археологические находки с изображениями солнца и луны. Солнце является символом бодрствующего сознания, которое оно пробуждает в человеке. Представляя солнце и изображая его символически в виде креста в круге, древние жрецы, возможно, пришли к осознанию себя как индивидуальности, отдельной и обособленной от группы. Мандала означает центр, окружность или магический круг. К мандалам относятся все изображения, выделяющие особое значение круга с центром, которые обычно сопровождаются фигурами квадрата, креста или иного образа четверицы или кватерности. Юнг ассоциировал мандалу с Самостью, центром всей личности. Он считал, что мандала показывает естественное стремление пережить наши возможности, выполнить рисунок целой личности [16].

Рис. 5. Кукла на деревянной палочке, высота 20 см. Материалы: дерево (сосна), хлопок, шерсть. 2017 г.
Если же у куклы прорисовывали или вышивали лицо, то это означало, что кукла олицетворяла конкретный образ или социальную роль, конкретный дух, имеющий имя и другие атрибуты (например, обрядовая кукла Кукушка). Прорисованное лицо традиционно встречается в игровой народной кукле.

Таким образом, солярный символ из разноцветных ниток на лице куклы, прежде всего, представляет собой мандалу. Мандала на лице куклы одухотворяет её, наделяет качествами сакрального: архаичная кукла, в отличие от фабричных кукол, выражает архетип Самости, а не Персоны. 

При работе с куклой человек напрямую взаимодействует со своим бессознательным. При этом очень важен не только сам процесс изготовления куклы, но и последующее с ней общение. Кукла любит внимание: её можно поставить на видном месте в доме, полезно периодически брать её в руки, приятно с ней разговаривать.

Хочется сформулировать общие рекомендации для создания архаичной куклы:

1. Простая конструкция и натуральные материалы – кукла на основе деревянной палочки, кочана кукурузы и т.п. Необходимо «узнать», разглядеть в кукле человеческий силуэт, человекоподобный образ. Кукла должна представляться живой. 

2. С помощью ниток (или, возможно, красок, мелков) создать мандалоподобный узор на лице куклы. 

3. Следует учитывать сочетания и символику цветов в лице и одежде куклы.

И тогда, может быть, о кукле получится сказать и почувствовать словами поэта Юрия Антонова: 
«Гляжу в тебя, как в зеркало,

До головокружения»...
И каждый «заинтересованный» сможет увидеть в незатейливом, хранящем вековую тайну, образе куклы-мотанки то, что хочет и то, что сможет...


Все представленные в данной статье куклы – авторские. Использованные в статье парейдолии на деревьях обнаружены и сфотографированы автором. 

Литература 
  1. Шушкевич А. Ф. Народна лялька. Технологія виготовлення: навчально-методичний посібник (Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2017). 
  2. Дайн Галина, Дайн Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология (Москва: Культура и традиции, 2007). 
  3. Шушкевич А. Ф. Народна лялька. Інструкційні картки : 5–6 кл (Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2017). 
  4. Резніченко Г. В. Іграшки-мотанки: навчально-методичний посібник (Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2012). 
  5. Мишина Марина Александровна, «Кукла как предмет культуры: к постановке проблемы», Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика 4 (2009): 109-115. 
  6. Зимина З. И. Текстильные обрядовые куклы (Москва: Ладога-100, 2007). 
  7. Díaz, Patricio Bustamante, «Possible biological basis for the origin of art, language, religion and science», Rupestreweb internacional, 23.10.2013, http://www.rupestreweb.info/originofart.html 
  8. Takahashi, Kohske and Katsumi Watanabe, «Gaze cueing by pareidolia faces», i-Perception 4 (2013): 490–492. 
  9. Кинг, Серж Кахили. Городской шаман (Москва: София, 1996). 
  10. «Парейдолия», Википедия, 2017, http://ru.wikipedia.org/?oldid=84303129 
  11. «Апофения», Википедия, 2017, http://ru.wikipedia.org/?oldid=84560859 
  12. «Иерофания», Википедия, 2016, http://ru.wikipedia.org/?oldid=80616088 
  13. Марков Александр, «Дикие девочки-шимпанзе играют в куклы». Элементы, 28.12.2010, http://elementy.ru/novosti_nauki/431486/Dikie_devochki_shimpanze_igrayut_v_kukly 
  14. Kahlenberg, Sonya M. and Richard W. Wrangham, «Sex differences in chimpanzees' use of sticks as play objects resemble those of children», Current Biology 24 (2010): R1067–R1068. 
  15. Найден О. С. Українська народна лялька (Київ: Стилос, 2007). 
  16. Финчер, Сюзанна Ф. Создание и интерпретация мандалы. Метод Мандалы в психотерапии (Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2015). 

Примечания:

1 Парейдоли́я – разновидность зрительных иллюзий; заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчётливое и определённое [10]. 
2 Апофени́я – переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных [11]. 
3 Иерофа́ния – проявление священного. Термин был введён румынским историком религий Мирчей Элиаде, который определил его как «нечто священное, предстающее перед нами» [12].

Данная статья впервые была опубликована в журнале Апокриф: